29. 10. 2018 г. ушел из жизни известный ученый-фольклорист, ведущий научный сотрудник сектора карачаево-балкарского фольклора, доктор филологических наук Хамид Хашимович Малкондуев
Х.Х. Малкондуев родился 30 апреля 1947 г. в семье репрессированных родителей вдали от родины в с. Кокбель Наукатского района Ошской области Киргизской ССР. После реабилитации балкарского народа, в 1958 г. Хамид Малкондуев вместе с родными вернулся в Кабардино-Балкарию. Семья поселилась в высокогорном ауле Булунгу Чегемского района. В 1964 г. он закончил Нижнечегемскую СШ, а в 1969 г. – отделение балкарского языка и литературы, русского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета.
С ноября 1969 г. по декабрь 1970 г. служил в рядах Вооруженных сил СССР в Севастополе. В 1971–1972 гг. работал в Булунгуевской СШ Чегемского района КБАССР, где преподавал общественные науки. С января 1973 по май 1976 г. — аспирантура ИМЛИ им. М. Горького АН СССР.
В 1978 г. успешно защитил кандидатскую, а в 1997 г. докторскую диссертации по поэтике карачаево-балкарского песенного фольклора в ИМЛИ им. М. Горького АН СССР в Москве.
С января 1977 г. по настоящее время работал в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований (ныне Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН).
В 2002 г. Хамиду Малкондуеву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки КБР», он награжден Международными грамотами за участие в научных конференциях, а также Почетными грамотами РАН и КБНЦ РАН.
С 1992 по 1998 гг. заведовал отделом карачаево-балкарского фольклора, с 1998 по 2003 гг. – отделом карачаево-балкарского фольклора и литературы, с 2003 по 2016 гг. – сектором карачаево-балкарского фольклора.
Хамид Хашимович Малкондуев внес большой вклад в изучение и развитие карачаево-балкарской фольклористики. По признанию самого ученого, любовь к народному творчеству у него зародилась еще в раннем детстве на чужбине, где все, что связано с родным языком, обычаями, традициями, песнями, танцами, было в большом дефиците, вызывало сильнейшие ностальгические чувства и завораживало сознание спецпереселенцев. В мире, где не было ни газет, ни журналов, ни книг, ни радиопередач на родном языке, народ мог самовыражаться только через устное народное творчество. Только жанру сказительства не было преград, народ слагал песни, плачи, предания – вылившиеся в итоге в уникальный выселенческий фольклор, созданный в годы депортации. После возвращения в родные края, особенно в студенческие годы, Хамид Хашимович с огромным энтузиазмом начал заниматься сбором фольклорного материала. Переходя из одного горного аула в другой, встречаясь с аксакалами, молодой фольклорист сумел записать и спасти от забвения огромное количество сказаний, мифов, легенд, преданий, народных песен, сказок и других форм устного народного творчества.
На основании своих изысканий Х.Х. Малкондуев в 1990 г. издал свое первое монографическое исследование «Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев», где он впервые в национальной фольклористике в системной форме представил весь массив песенного творчества, выделив основные жанрово-стилистические разновидности (магическая, мифологическая, охотничья, календарно-обрядовая, семейно-обрядовая поэзия).
Большим вкладом в отечественную фольклористику стала и монография Х.Х. Малкондуева «Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев (Жанровые и художественно-поэтические традиции)», изданная в 1996 г. В ней в фольклорно-этнографическом и художественно-поэтическом аспектах автором рассмотрена народно-поэтическая культура балкарцев и карачаевцев, в том числе такие специфические явления, как песни-заговоры, «горский счет», песни-айтыши и мн.др. Особенность исследовательского почерка Х.Х. Малкондуева заключается в пристальном внимании к вопросам поэтики, выявлении изобразительно-выразительных средств фольклорного текста.
Своего рода «мастер-классом» художественного анализа архаичного текста можно считать труд ученого «Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI–XIX вв.», вышедший в свет в 2000 г.
В 2001 г. выходит монография ученого «Этническая культура балкарцев и карачаевцев», написанная на стыке фольклористики и этнографии. В ней исследователь впервые обращается к таким неисследованным проблемам этно-исторической науки, как этническое самоназвание, форма народного парламента карачаево-балкарского народа и т.д.
В 2015 г. национальная фольклористика обогатилась еще одним ценным монографическим изданием Х.Х. Малкондуева «Историко-героические песни карачаево-балкарского народа (конец XIV–XVIII в.), где автором тщательно рассмотрен особый статус данного песенного жанра в фольклоре народов Северного Кавказа, проделан огромный труд по выявлению и атрибуции новых архаических текстов, освещающих малоизвестные страницы народной истории.
Благодаря многолетнему труду и собирательскому таланту Х.Х. Малкондуева, были изданы произведения народного сказителя и священнослужителя Шаваева (Абайханова) Д.-Х. (1800–1892) «Дуния сагъышла» («Раздумья о жизни») в двух томах (2007). Х.Х. Малкондуев принимал участие в подготовке и выпуске таких книг, как «Нартла» («Нарты») (1995), совместно с М.Ч. Журтубаевым, а также «Антологии народной музыки балкарцев и карачаевцев» (2015) в соавторстве с А.И. Рахаевым.
В список трудов Х.Х. Малкондуева входит более 100 актуальных, злободневных статей и научных докладов ученого на различных международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях, проводившихся в Монголии, Турции, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане, Москве и т.д. О научной состоятельности исследователя, востребованности его трудов среди фольклористов, тюркологов и кавказоведов красноречиво свидетельствует высокий уровень цитируемости ученого.
Память о Хамиде Хашимовиче Малкондуеве сохранится в сердцах его друзей и коллег.
Коллектив ИГИ КБНЦ РАН