Заслуженному деятелю науки Кабардино-Балкарской Республики, доктору филологических наук, фольклористу, тюркологу, кавказоведу Хамиду Хашимовичу МАЛКОНДУЕВУ исполняется 70 лет.
Х.Х. Малкондуев родился 30 апреля 1947 г. в семье репрессированных родителей вдали от родины в с. Кокбель Наукатского района Ошской области Киргизской ССР. После реабилитации балкарского народа, в 1958 г. Хамид Малкондуев вместе с родными возвращается в Кабардино-Балкарию. Семья поселяется в высокогорном ауле Булунгу Чегемского района. В 1964 г. он закончивает Нижнечегемскую СШ, а в 1969 г. – отделение балкарского языка и литературы, русского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета.
С ноября 1969 г. по декабрь 1970 г. служит в рядах Вооруженных сил СССР в Севастополе.
В 1971–1972 гг. работает в Булунгуевской СШ Чегемского района КБАССР, где преподает общественные науки. С января 1973 по май 1976 г. учится в аспирантуре ИМЛИ им. М. Горького АН СССР.
В 1978 г. успешно защищает кандидатскую, а в 1997 г. докторскую диссертации по поэтике карачаево-балкарского песенного фольклора в ИМЛИ им. М. Горького АН СССР в Москве.
С января 1977 г. по настоящее время работает в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований (ныне Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН).
В 2002 г. Хамиду Малкондуеву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки КБР», он награжден Международными грамотами за участие в научных конференциях, а также Почетными грамотами РАН и КБНЦ РАН.
С 1992 по 1998 гг. заведовал отделом карачаево-балкарского фольклора, с 1998 по 2003 гг. – отделом карачаево-балкарского фольклора и литературы, с 2003 по 2016 гг. – сектором карачаево-балкарского фольклора.
Хамид Хашимович Малкондуев внес большой вклад в изучение и развитие карачаево-балкарской фольклористики. По признанию самого ученого, любовь к народному творчеству у него зародилась еще в раннем детстве на чужбине, где все, что связано с родным языком, обычаями, традициями, песнями, танцами, было в большом дефиците, вызывало сильнейшие ностальгические чувства и завораживало сознание спецпереселенцев. В мире, где не было ни газет, ни журналов, ни книг, ни радиопередач на родном языке, народ мог самовыражаться только через устное народное творчество. Только жанру сказительства не было преград, народ слагал песни, плачи, предания – вылившиеся в итоге в уникальный выселенческий фольклор, созданный в годы депортации. После возвращения в родные края, особенно в студенческие годы, Хамид Хашимович с огромным энтузиазмом начинает заниматься сбором фольклорного материала. Переходя из одного горного аула в другой, встречаясь с аксакалами, пользуясь обычным блокнотом и карандашом, молодой фольклорист сумел записать и спасти от забвения огромное количество нартских сказаний, мифов, исторических легенд, преданий, народных песен, сказок и других форм устного народного творчества. Юбиляр отмечает: «Нет ни одного селения ни в Балкарии, ни в Карачае, нет ни одной кошары, где я не побывал в молодые годы. Встречался с представителями различных родов, беседовал с ними, узнавал фамильные корни, таким образом старался внести ясность в историю моего народа».
На основании своих изысканий Х.Х. Малкондуев в 1990 г. издает свое первое монографическое исследование «Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев», где он впервые в национальной фольклористике в системной форме представил весь массив песенного творчества, выделив основные жанрово-стилистические разновидности (магическая, мифологическая, охотничья, календарно-обрядовая, семейно-обрядовая поэзия). Следует отметить, что сильной стороной всех исследовательских работ Х.Х. Малкондуева является сравнительно-сопоставительный анализ, соотнесение текстов родного фольклора с древними памятниками кавказских и тюркских народов.
Большим вкладом в отечественную фольклористику стала и монография Х.Х. Малкондуева «Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев (Жанровые и художественно-поэтические традиции)», изданная в 1996 г. В ней в фольклорно-этнографическом и художественно-поэтическом аспектах автором рассмотрена народно-поэтическая культура балкарцев и карачаевцев, в том числе такие специфические явления, как песни-заговоры, «горский счет», песни-айтыши и мн.др. Особенность исследовательского почерка Х.Х. Малкондуева заключается в пристальном внимании к вопросам поэтики, выявлении изобразительно-выразительных средств фольклорного текста.
Своего рода «мастер-классом» художественного анализа архаичного текста можно считать труд ученого «Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI–XIX вв.», вышедший в свет в 2000 г. Фабула, сюжет, композиция, техника сюжетостроения, эпитет, метафора, антитеза, гипербола – с помощью этих и многочисленных других поэтико-стилевых категорий автор воссоздает живой, аутентичный образ народной лирики балкарцев и карачаевцев.
Не менее интересна и монография Хамида Хашимовича «Этническая культура балкарцев и карачаевцев» (2001), написанная на стыке фольклористики и этнографии. Книга снабжена богатым справочным материалом, где разъясняется утилитарный и символический смысл многочисленных предметов материальной и духовной культуры родного народа. В ней ученый впервые обращается к таким неисследованным проблемам этно-исторической науки, как этническое самоназвание, форма народного парламента карачаево-балкарского народа и т.д.
В 2015 г. национальная фольклористика обогатилась еще одним ценным монографическим изданием Х.Х. Малкондуева «Историко-героические песни карачаево-балкарского народа (конец XIV–XVIII в.), где автором тщательно рассмотрен особый статус данного песенного жанра в фольклоре народов Северного Кавказа, проделан огромный труд по выявлению и атрибуции новых архаических текстов, освещающих малоизвестные страницы народной истории. Как отмечают кавказоведы, «это тот случай, когда фольклорные тексты становятся ценнейшими источниками исторических знаний». Здесь впервые вводятся в научный оборот и рассматриваются архивные и полевые материалы северокавказского средневековья, в частности, цикл, связанный с именем Тамерлана, «Хромого Тимура» («Ахсакъ Темир»).
Нартский эпос – предмет постоянного научного интереса Х.Х. Малкондуева, о чем свидетельствуют многочисленные публикации исследователя по данному разделу родного фольклора. В 2017 г. ученым издана монография «Карачаево-балкарский нартский эпос. Теория. Историзм. Самобытность», где рассмотрен целый комплекс вопросов, связанных с обзором трудов «новых нартоведов», уточнением генетических истоков и этнокультурной вариативностью главного северокавказского эпического памятника.
Автором также готовится к изданию книга о специфике карачаево-балкарской сказки («Карачаево-балкарская народная сказка. Сюжет и композиция»).
В 2007 г. в издательстве КБНЦ РАН благодаря многолетнему труду и собирательскому таланту Х.Х. Малкондуева, были изданы произведения народного сказителя и священнослужителя Шаваева (Абайханова) Д.-Х. (1800–1892) «Дуния сагъышла» («Раздумья о жизни») в двух томах. Таким образом, спустя более чем столетие читателю были возвращены произведения уникального автора, хранившиеся ранее в народной памяти и в разрозненных архивных фондах.
Х.Х. Малкондуев принимал участие в подготовке и выпуске таких книг, как «Нартла» («Нарты») (1995), совместно с М.Ч. Журтубаевым, а также «Антологии народной музыки балкарцев и карачаевцев» (2015) в соавторстве с А.И. Рахаевым.
Данный послужной список Х.Х. Малкондуева по праву следует пополнить внушительным числом актуальных, злободневных статей и научных докладов ученого на различных международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях, проводившихся в Монголии, Турции, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане, Москве и т.д. О научной состоятельности исследователя, востребованности его трудов среди фольклористов, тюркологов и кавказоведов красноречиво свидетельствует высокий уровень цитируемости ученого.
Коллектив ИГИ КБНЦ РАН сердечно поздравляет юбиляра, желает ему крепкого здоровья, счастья и новых творческих побед!
Бурхан Берберов, доктор филологических наук,
заведующий сектором карачаево-балкарского
фольклора ИГИ КБНЦ РАН
Смотрите также статью докторов филологических наук А.М. Гутова и Б.Ч. Бижоева «Ученый с большой буквы, коллега и друг», опубликованную в газете «Кабардино-Балкарская правда» (№76 (24618) от 28 апреля 2017 г.):
http://www.kbpravda.ru/node/16239